Новости

Без науки невозможно экологическое благополучие



Без научной основы невозможно эффективно реализовать поставленные амбициозные цели нового нацпроекта «Экологическое благополучие», запущенного по поручению Президента РФ Владимира Путина. К такому выводу пришли участники заседания Общественного совета при Минприроды России, которое состоялось 26 сентября.

Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Константин Цыганов и заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Максим Корольков представили профильным экспертам и общественным деятелям предварительные итоги реализации нацпроекта «Экология» в 2019-2024 гг. и планируемые параметры нацпроекта «Экологическое благополучие».
Максим Корольков
«Мы занимаемся формированием нового нацпроекта с ноября прошлого года. Сами паспорта будут сформированы в октябре. Предварительно одобренное финансирование из федерального бюджета составляет 812 млрд руб. на 6 лет. 1 триллион 200 млрд вместе с внебюджетными источниками и региональными составляющими. Это почти в полтора раза больше, чем в действующем нацпроекте «Экология». Это серьезные ресурсы, которые выделены на экологию по прямому поручению Президента», - рассказал участникам Константин Цыганов.
Константин Цыганов
Председатель Комиссии по экологии Общественной палаты РФ Елена Шаройкина отметила активную работу экспертного совета при нацпроекте «Экологическое благополучие». «Рада, что экспертный совет по нацпроекту наконец-то начал активно работать, и на его площадке идут широкие обсуждения паспортов федпроектов. На мой взгляд, паспорта надо обсуждать с участием общественности еще на этапе проектировки, когда еще есть возможность внести изменения, ведь предложения экспертов носят конструктивный и рациональный характер. Поэтому хочу призвать вас к большей открытости не только в рамках работы экспертного совета, поскольку далеко не все специалисты могут войти в его состав», - подчеркнула Елена Шаройкина.
В своей оценке реализации нацпроекта «Экология» члены Общественного совета обратили внимание на необходимость повышать осведомленность о ходе его реализации, а также удовлетворенность от результатов проводимых мероприятий у граждан России.

«Если посмотреть формально, то все отлично: почти 100% исполнение заложенных показателей, заметный рост положительной оценки населения экологической обстановки. Однако более тщательный анализ показывает, что чем дальше от Москвы, тем ниже осведомленность о нацпроекте и ниже удовлетворенность. Лишь 7,5% респондентов из УФО, 8,3% из СФО и 3,6% из ДФО заявили, что в месте их проживания нет экологических проблем. В ЦФО таких - 30%. С учетом различных пересечений, максимальный охват нацпроекта «Экология» – не более 25 млн чел. Это меньше населения ЦФО», - рассказал заместитель председателя Общественного совета при Минприроды России Николай Доронин.
Николай Доронин
Отдельно были озвучены проблемные моменты, требующие корректировки в новом национальном проекте. Это, в первую очередь, несогласованность действий между федеральными и региональными органами власти, недостаточный уровень научно-методического сопровождения нацпроекта и, как следствие, неверный выбор приоритетных тем, а также недостаточная степень общественного контроля за его реализацией.

Участники заседания отметили, что система мероприятий, предусмотренная нацпроектом «Экология», была направлена в целом на борьбу с последствиями экологического ущерба в различных компонентах природной среды, а не на предотвращение возникновения экологических проблем. Это произошло из-за того, что при разработке комплекса мероприятий не использовался системный научно-обоснованный подход, что не позволило разработчикам проекта выявить причины ухудшения состояния компонентов природной среды.

«Достижение национальных целей, определенных нашим Президентом, без прикладной науки просто немыслимо. Следует внимательнее относиться к нуждам национального проекта в научно-методическом обеспечении, обеспечивать федеральные проекты качественными прикладными научными результатами, расширять экспериментальные научно-методические подходы», - подчеркнул председатель Общественного совета при Росгидромете Вадим Петров.

Показатели федерального проекта «Чистый воздух» в целом были оценены экспертами как реалистичные, в тот же время, обозначенные в нем целевые показатели в городах-участниках были поставлены под сомнение. По словам директора Горного института НИТУ «МИСиС» Александра Мяскова, основной целью должно быть обеспечение нормативов ПДК опасных загрязняющих веществ в жилой зоне городов, а не формальное сокращение валового выброса.
Александр Мясков
Федеральный проект «Вода России», основной целью которого является сокращение объемов сброса загрязненных сточных вод за счет строительства и реконструкции канализационных очистных сооружений, также требует доработки. По мнению специалистов, необходимо учитывать, что объем сточных вод не показывает массу содержащихся в них загрязняющих веществ, а уменьшение концентрации одного загрязняющего вещества может происходить на фоне увеличения другого. А отсутствие мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия диффузного загрязнения в проекте «Оздоровление Волги», уменьшило эффект от реализации всего федпроекта.

Самую оживленную дискуссию вызвали данные, представленные Департаментом экономики замкнутого цикла в сфере отходов производства и потребления по итогам «мусорной» реформы. Эксперты-экологи, которые приехали на заседание из разных регионов страны, подробно рассказали о ситуации с коммунальными отходами в Арктике, на Камчатке, в Хабаровском и Краснодарском крае, на Кавказе и в Московской области, а также указали на отсутствие реальных итогов реализации федпроекта «Комплексная система обращения с ТКО» в этих регионах.

Члены Общественного совета, в свою очередь, обратили внимание коллег из министерства на то, что к моменту окончания реализации федпроекта цивилизованный рынок вторичного сырья так и не сформирован, несмотря на серьезные финансовые вложения в инфраструктурные проекты, в регионах повсеместно наблюдается дефицит контейнерных площадок, а единый научно-обоснованный подход к выбору технологий проектирования и строительства инфраструктурных объектов попросту отсутствует. Мероприятия, предлагаемые в новом федпроекте «Экономика замкнутого цикла», не предусматривают ключевые позиции цикличной экономики: предотвращение образования отходов и обеспечение раздельного накопления и сбора отходов, обеспечивающие сохранение их ресурсной ценности. Проект в основном, ориентирован на систему обращения с ТКО и отходами I-II классов опасности.
«Очевидно, что для успешной реализации амбициозных задач нового нацпроекта необходимо сформировать четкое представление о результативности мер природоохранной политики и расставить приоритеты. Каждая государственная программа должна быть экспертно обоснованна, а любые экологические реформы сопровождаться детальной научной оценкой», - подытожил дискуссию председатель Общественного совета при Минприроды России Александр Закондырин.
Александр Закондырин
Константин Цыганов поддержал участников заседания и пообещал обеспечить научно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение нового нацпроекта «Экологическое благополучие», в том числе силами единого научного центра Минприроды России «ВНИИ Экология».


Справочно:

В 2025 году по Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 в России запускается национальный проект «Экологическое благополучие», который станет логичным продолжением национального проекта «Экология». Он включит в себя федеральные проекты «Генеральная уборка», «Экономика замкнутого цикла», «Чистый воздух», «Вода России», «Сохранение биоразнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов». Мероприятия по Байкалу включены во все шесть федеральных проектов отдельной строкой.

В паспорте нацпроекта 7 верхнеуровневых показателей, которые характеризуют достижение как целей нацпроекта, так и национальной цели развития «экологическое благополучие». В его реализации будут принимать участие 15 ведомств и все 89 регионов нашей страны.