Заместитель председателя Общественного совета при Минприроды России Николай Доронин выступил с докладом о взаимосвязи проблем экологического просвещения и создания инфраструктуры для электротранспорта. Эксперт, занимающий также должности члена Экспертного совета при правительстве России и первого заместителя председателя комиссии Общественной палаты РФ по экологии и устойчивому развитию, озвучил тезисы доклада на экспертном совещании «Электротранспорт: направления утилизации аккумуляторных батарей», которое состоялось 28 августа 2024 года в Аналитическом центре при Правительстве РФ.
Доронин отметил, что основной задачей нацпроектов «Экология» и «Экологическое благополучие» является улучшение качества жизни населения за счет приведения в порядок всех компонентов природных комплексов. При этом, как правило, чем меньше размер населенного пункта, тем выше оценка экологической ситуации его жителями. Так, в городах-миллионниках индекс равен 31 пунктам, что вдвое ниже показателя индекса в сельской местности (60 пунктов). «Это объясняется тем, что в крупных городах экологические проблемы, такие как загрязнение воздуха, воды, повышенный уровень шума, более выражены, чем в сельской местности и малых городских поселениях», – пояснил эксперт. Однако Москва и Санкт-Петербург, являясь крупнейшими городами страны, выбиваются из этой тенденции и демонстрируют наиболее высокие показатели индекса (63 пункта).
В целом россияне обеспокоены широким спектром экологических и инфраструктурных вопросов, которые они воспринимают как взаимосвязанные аспекты качества окружающей среды в местах их проживания, подчеркнул Доронин. Соцопросы показывают, что в число экологических проблем россияне также включают вопросы, связанные с ЖКХ и благоустройством, такие как плохое состояние дорог, отсутствие канализации и ливневок, проблемы с бездомными животными.
Полезный «Экодвор»
В тройку главных экологических проблем входит загазованность воздуха – она волнует каждого десятого россиянина (9%), а в городах-миллионниках — каждого пятого (21%). В некоторых городах предпринимаются шаги по её решению. Так, в Москве заметны результаты перевода наземного городского транспорта на электротягу (электромобили). В Омске закуплены автобусы, работающие на метане, продукты сгорания которого намного безопаснее для природы, чем у дизтоплива.
Одним из примеров нового подхода к решению проблемы загазованности Доронин назвал проект «Экодвор», который реализуется в Красноярске при участии Проектного офиса развития Арктики. Речь о внедрении электрических жидкостных подогревателей для автомобилей, эксплуатируемых в северных условиях. «Проект нацелен на снижение загрязнения при холодном прогреве автомобилей, когда выхлопные газы содержат больше всего вредных веществ. Когда целые дворы в высотной застройке часами прогревают двигатели, все эти вредные вещества отравляют воздух при безветреной погоде и низком небе», – так эксперт описал проблему, на решение которой направлен проект.
В экспериментальном дворе в Красноярске (ТСЖ «Университет», проспект Свободный, 81г), договорившись с жильцами и управляющей компанией, установили подогреватели на автомобили жильцов, а двор оборудовали «умными» розетками – обогреватели можно включить, не выходя из квартиры.
«Владелец машины за 40-60 минут до выхода включает подогреватель, и к моменту его выхода машина готова к запуску, все технические жидкости разогреты до рабочей температуры, автомобиль готов к эксплуатации без болезненного холодного запуска», – описал Доронин. По его словам, замеры до начала эксперимента и после его проведения показали многократное снижение вредных веществ в экспериментальном дворе. Применение предпусковой технологии позволяет за сезон снизить выбросы почти на 14 тонн с одного двора (56 автомобилей), или четверть тонны на один автомобиль.
«Если бы такими системами были оборудованы все дворы Красноярска, а это порядка 400 000 автомобилей, снижение выбросов составило бы порядка 100 тысяч тонн за зимний сезон. Такие цифры не совсем бьются с официальными статистическими данными, при которых общий объем выбросов от передвижных источников – около 150 тысяч тонн при выбросах от стационарных источников в 700 тысяч тонн в 2018 году», – объяснил Доронин.
Утилизация батарей
У электромобилей нет проблемы вредных выбросов, напомнил эксперт, но с их эксплуатацией связана другая проблема. Об инфраструктуре утилизации промышленных батарей, используемых в электрокарах, практически нет информации. Даже для бытовых батареек инфраструктура сбора и утилизации далека от совершенства: все собранные батарейки до недавнего времени в России приходилось везти на единственный завод в Челябинской области. А сбор их связан со своими сложностями: ритейлеры заявляют о невыгодности пунктов сбора батареек на своих торговых площадях, а из-за антипожарных требований хранить собранные отработанные батареи приходится в специальных помещениях или на улице.
Отдельно Николай Доронин остановился на нескольких «парадоксах» в действующих подходах к решению экологических проблем. «Экологическое просвещение не внесено в цели национального проекта. Даже добиваясь показателей, мы не работаем на просвещение всего общества и можем повторить ликвидируемые проблемы», – отметил эксперт. А вторым парадоксом он назвал ситуацию, при которой одновременно говорится о пользе и вреде батарей: электромобили характеризуются положительно, однако в то же время рассказывается о вреде для природы от неверно утилизируемых бытовых батареек.
С приветственным словом на совещании выступил Григорий Микрюков, начальник управления промышленности, энергетики и экологии Аналитического центра при Правительстве РФ. О том, какова динамика обращения с аккумуляторными батареями, рассказала Наталья Кривенко, заместитель гендиректора по регулированию сферы обращения с ОПВК «Федерального экологического оператора».
В целом россияне обеспокоены широким спектром экологических и инфраструктурных вопросов, которые они воспринимают как взаимосвязанные аспекты качества окружающей среды в местах их проживания, подчеркнул Доронин. Соцопросы показывают, что в число экологических проблем россияне также включают вопросы, связанные с ЖКХ и благоустройством, такие как плохое состояние дорог, отсутствие канализации и ливневок, проблемы с бездомными животными.
Полезный «Экодвор»
В тройку главных экологических проблем входит загазованность воздуха – она волнует каждого десятого россиянина (9%), а в городах-миллионниках — каждого пятого (21%). В некоторых городах предпринимаются шаги по её решению. Так, в Москве заметны результаты перевода наземного городского транспорта на электротягу (электромобили). В Омске закуплены автобусы, работающие на метане, продукты сгорания которого намного безопаснее для природы, чем у дизтоплива.
Одним из примеров нового подхода к решению проблемы загазованности Доронин назвал проект «Экодвор», который реализуется в Красноярске при участии Проектного офиса развития Арктики. Речь о внедрении электрических жидкостных подогревателей для автомобилей, эксплуатируемых в северных условиях. «Проект нацелен на снижение загрязнения при холодном прогреве автомобилей, когда выхлопные газы содержат больше всего вредных веществ. Когда целые дворы в высотной застройке часами прогревают двигатели, все эти вредные вещества отравляют воздух при безветреной погоде и низком небе», – так эксперт описал проблему, на решение которой направлен проект.
В экспериментальном дворе в Красноярске (ТСЖ «Университет», проспект Свободный, 81г), договорившись с жильцами и управляющей компанией, установили подогреватели на автомобили жильцов, а двор оборудовали «умными» розетками – обогреватели можно включить, не выходя из квартиры.
«Владелец машины за 40-60 минут до выхода включает подогреватель, и к моменту его выхода машина готова к запуску, все технические жидкости разогреты до рабочей температуры, автомобиль готов к эксплуатации без болезненного холодного запуска», – описал Доронин. По его словам, замеры до начала эксперимента и после его проведения показали многократное снижение вредных веществ в экспериментальном дворе. Применение предпусковой технологии позволяет за сезон снизить выбросы почти на 14 тонн с одного двора (56 автомобилей), или четверть тонны на один автомобиль.
«Если бы такими системами были оборудованы все дворы Красноярска, а это порядка 400 000 автомобилей, снижение выбросов составило бы порядка 100 тысяч тонн за зимний сезон. Такие цифры не совсем бьются с официальными статистическими данными, при которых общий объем выбросов от передвижных источников – около 150 тысяч тонн при выбросах от стационарных источников в 700 тысяч тонн в 2018 году», – объяснил Доронин.
Утилизация батарей
У электромобилей нет проблемы вредных выбросов, напомнил эксперт, но с их эксплуатацией связана другая проблема. Об инфраструктуре утилизации промышленных батарей, используемых в электрокарах, практически нет информации. Даже для бытовых батареек инфраструктура сбора и утилизации далека от совершенства: все собранные батарейки до недавнего времени в России приходилось везти на единственный завод в Челябинской области. А сбор их связан со своими сложностями: ритейлеры заявляют о невыгодности пунктов сбора батареек на своих торговых площадях, а из-за антипожарных требований хранить собранные отработанные батареи приходится в специальных помещениях или на улице.
Отдельно Николай Доронин остановился на нескольких «парадоксах» в действующих подходах к решению экологических проблем. «Экологическое просвещение не внесено в цели национального проекта. Даже добиваясь показателей, мы не работаем на просвещение всего общества и можем повторить ликвидируемые проблемы», – отметил эксперт. А вторым парадоксом он назвал ситуацию, при которой одновременно говорится о пользе и вреде батарей: электромобили характеризуются положительно, однако в то же время рассказывается о вреде для природы от неверно утилизируемых бытовых батареек.
С приветственным словом на совещании выступил Григорий Микрюков, начальник управления промышленности, энергетики и экологии Аналитического центра при Правительстве РФ. О том, какова динамика обращения с аккумуляторными батареями, рассказала Наталья Кривенко, заместитель гендиректора по регулированию сферы обращения с ОПВК «Федерального экологического оператора».