6 апреля 2022 года Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 94578-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект).
Законопроект в том числе включает положения, затрагивающие особо охраняемые природные территории, отнесенные законодательством Российской Федерации к объектам общенационального достояния, а также Байкальскую природную территорию.
ЭкоЦентр «Заповедники» уже более 25 лет способствует развитию российских особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) и выражает обеспокоенность в связи с введения норм, предусмотренных Законопроектом, которые могут привести к фрагментации ООПТ, нарушению или утрате уникальных природных комплексов и объектов, мест обитания и путей миграции объектов животного мира в границах ООПТ, а также к снижению ценности территорий для экологического туризма, который в последние годы активно развивается на природных территориях России.
Выбор земельных участков для реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры вне границ ООПТ или минимально затрагивая границы ООПТ будет способствовать сохранению природных территорий и развитию внутреннего туризма, так как именно на ООПТ сосредоточены самые значимые природные объекты России, привлекающие туристов.
При принятии решений о возможности реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры на прилегающих к ООПТ территориях, в границах ООПТ регионального и местного значения, на Байкальской природной территории представляется необходимым проведение государственной экологической экспертизы предполагаемых решений, в рамках которой могут быть учтены возможные экологические риски, а также мнения заинтересованных сторон.
В связи с изложенным, ЭкоЦентр «Заповедники» направляет следующие поправки к Законопроекту, принятому Государственной Думой в первом чтении:
«Статью 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» дополнить частями 5.1. и 5.2 следующего содержания:
«5.1. Изъятие земель и земельных участков из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения не допускается.
5.2. Изъятие земель и земельных участков из состава земель особо охраняемых природных территорий регионального значения допускается в случаях, установленных федеральными законами, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и с одновременным включением в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения земельных участков соответствующей площади.».
«Внести в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» следующие изменения:
«4.2) Материалы, обосновывающие изъятие земель и земельных участков из состава особо охраняемых природных территорий регионального значения».
«По 31 декабря 2024 года оценка соответствия проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предполагаемых к строительству, реконструкции в границах особо охраняемых природных
территорий регионального и местного значения (в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения допускаются законами субъектов Российской Федерации), осуществляется при проведении государственной экспертизы проектной документации указанных объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.».
«дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7) иные виды объектов инфраструктуры федерального, регионального, местного значения, которые определены Правительством Российской Федерации. При этом к указанным видам объектов инфраструктуры не могут быть отнесены объекты капитального строительства жилого назначения, а также иные объекты, предназначенные для осуществления деятельности, не связанной со строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов инфраструктуры.»;».
Законопроект в том числе включает положения, затрагивающие особо охраняемые природные территории, отнесенные законодательством Российской Федерации к объектам общенационального достояния, а также Байкальскую природную территорию.
ЭкоЦентр «Заповедники» уже более 25 лет способствует развитию российских особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) и выражает обеспокоенность в связи с введения норм, предусмотренных Законопроектом, которые могут привести к фрагментации ООПТ, нарушению или утрате уникальных природных комплексов и объектов, мест обитания и путей миграции объектов животного мира в границах ООПТ, а также к снижению ценности территорий для экологического туризма, который в последние годы активно развивается на природных территориях России.
Выбор земельных участков для реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры вне границ ООПТ или минимально затрагивая границы ООПТ будет способствовать сохранению природных территорий и развитию внутреннего туризма, так как именно на ООПТ сосредоточены самые значимые природные объекты России, привлекающие туристов.
При принятии решений о возможности реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры на прилегающих к ООПТ территориях, в границах ООПТ регионального и местного значения, на Байкальской природной территории представляется необходимым проведение государственной экологической экспертизы предполагаемых решений, в рамках которой могут быть учтены возможные экологические риски, а также мнения заинтересованных сторон.
В связи с изложенным, ЭкоЦентр «Заповедники» направляет следующие поправки к Законопроекту, принятому Государственной Думой в первом чтении:
- Дополнить статью 2 Законопроекта пунктом следующего содержания:
«Статью 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» дополнить частями 5.1. и 5.2 следующего содержания:
«5.1. Изъятие земель и земельных участков из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения не допускается.
5.2. Изъятие земель и земельных участков из состава земель особо охраняемых природных территорий регионального значения допускается в случаях, установленных федеральными законами, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и с одновременным включением в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения земельных участков соответствующей площади.».
- Изложить статью 3 Законопроекта в следующей редакции:
«Внести в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» следующие изменения:
- Статью 12 дополнить подпунктом 4.2) следующего содержания:
«4.2) Материалы, обосновывающие изъятие земель и земельных участков из состава особо охраняемых природных территорий регионального значения».
- Статью 36.1. изложить в следующей редакции:
«По 31 декабря 2024 года оценка соответствия проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предполагаемых к строительству, реконструкции в границах особо охраняемых природных
территорий регионального и местного значения (в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения допускаются законами субъектов Российской Федерации), осуществляется при проведении государственной экспертизы проектной документации указанных объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.».
- В статье 10 Законопроекта предлагается исключить заложенную неопределенность и установить исчерпывающий перечень объектов инфраструктуры, отнесенных к приоритетным инфраструктурным проектам по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры, в связи с чем исключить слова:
«дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7) иные виды объектов инфраструктуры федерального, регионального, местного значения, которые определены Правительством Российской Федерации. При этом к указанным видам объектов инфраструктуры не могут быть отнесены объекты капитального строительства жилого назначения, а также иные объекты, предназначенные для осуществления деятельности, не связанной со строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов инфраструктуры.»;».
Поделиться